Правовая грамотность

Правовая грамотность для педагога и обучающихся.

Сегодня актуальным остается вопрос о правовом воспитании подрастающего поколения: «Как не допустить правонарушений? Как предотвратить преступление? Как воспитать законопослушного гражданина? Как научить правовой грамотности?». Каждый гражданин должен знать свои права и свободы. Ведь если люди будут юридически неграмотными, если они будут иметь смутные представления о тех или иных правилах, регламентирующих их отношения друг с другом, с различными институтами и социальными группами, с государством в целом, то и законы будут функционировать неэффективно. В этом и заключается вопрос правовой грамотности населения. Если согласиться с пониманием того, что грамотность – это знание об окружающем мире и языке общения, то применительно к правовой грамотности можно утверждать, что она есть знание особого рода. В отличие от семиотического знания, знания, обеспечивающие правовую грамотность, не могут быть переданы человеку путем простого информирования или рассказа. Исходя из понимания сущности и принципов существования демократического сообщества в изменяющемся мире, правовое знание формально может быть определено как знание о свободе и ее границах, правах человека и правовой действительности, принципах и механизмах существования государств различных типов; как знание о неконечности существующего знания и способах соорганизации взаимодействия людей в изменяющихся обстоятельствах; как знание о путях построения правового пространства. Правовая грамотность – это тот вид грамотности, который необходим человеку, живущему в современном мире взаимоотношений. Можно сказать, что правовая грамотность — это сформированная способность человека участвовать в демократическом сообществе, проявляющаяся в наличии у него: — критичности мышления; — осознания своих прав как члена человеческого сообщества; — умения действовать обдуманно в условиях плюрализма: делать свой выбор и нести ответственность за его последствия; — знания конституции страны и принципов построения законодательной базы; — освоенности языка коммуникации; — сформированных механизмов и способов саморазвития; — опыта участия в демократических процедурах [5, с. 13]. Важно проанализировать проблемы формирования правовой грамотности обучающегося в учреждениях системы начального профессионального образования. На основе анализа понятий «правовая культура», «правовая компетентность» и «правовая грамотность» доказывается, что целью правовой подготовки обучающихся должно стать формирование у них правовой грамотности. Результаты опроса обучающихся, преподавателей и специалистов выявили основные проблемы и направления в совершенствовании преподавания правовых дисциплин. В новых условиях функционирования нашего государства, по мнению Г.А. Фирсова, задача, прежде всего, состоит в формировании у студентов учебных заведений правовой культуры, чтобы они, во-первых, были достойными гражданами своей страны, понимали свою роль, возможности и ответственность в обществе, знали свои права и обязанности; во-вторых, чтобы они получили необходимые для их профессиональной деятельности правовые знания и приобрели навыки, позволяющие им самостоятельно понимать действующие законы, юридические нормы, умело разбираться в них и применять в профессиональной деятельности. Однако, до сих пор выпускники профессиональных образовательных учреждений, получая хорошие, устойчивые знания и умения по профессии, имеют очень приблизительное представление о методах и формах управления людьми, стоящими у этих механизмов, а также ограниченные знания правовых норм своей деятельности [4, с. 28]. Теоретический анализ дефиниций «правовая культура», «правовая компетентность», «правовая грамотность» показал, что эти характеристики отражают этапы формирования правового сознания специалиста. Важнейшим из них является этап формирования правовой грамотности, обеспечивающий приобретение студентами базовых знаний по общим и специальным вопросам будущей трудовой деятельности, отраженных в законодательстве страны. В специальной литературе для определения сущности правовой грамотности часто используются следующие понятия: правовая культура, правовая компетентность, правовая грамотность. Вместе с тем эти понятия различны и отражают разные периоды становления правового сознания. Правовая культура личности выражается в овладении основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в нетерпимости к правонарушениям, в борьбе с ними [1, с. 73]. Проведенный анализ данных специальной литературы позволил выделить ряд условий формирования правовой культуры обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях: – освоение будущей профессиональной деятельности, которая позволит специалисту найти своё место на рынке труда; – организация образовательного процесса, предусматривающего разнообразие форм и методов обучения, ориентированных на освоение правовых знаний и умений; – формирование коллективных взаимоотношений, необходимых для профессиональной деятельности; – изменение правового статуса обучающегося и выпускника в период его обучения и последующей адаптации в трудовом коллективе и др [3, с. 9]. Таким образом, формирование правовой культуры обучающихся происходит не только в процессе правового обучения и воспитания по дисциплинам правоведческого цикла, но и в процессе освоения профессиональных дисциплин. Формирование правовой культуры осуществляется на всех этапах обучения человека, начиная с общеобразовательной школы. Анализ многочисленных и различных определений термина «компетентность» в образовании и юриспруденции позволил нам сформулировать понятие правовой компетентности как сложного явления, характеризуемого социальным, специальным, индивидуальным и личностным компонентами. Правовая компетентность выражается в наличии у специалиста не только знаний и умений в области применения отдельных норм права в профессиональной деятельности, но и в повседневной гражданской жизни. Правовая компетентность специалиста является динамической характеристикой, отражающей изменения в овладении им соответствующими компетенциями. Степень правовой компетентности в зависимости от уровня профессионального образования повышается за счёт расширения и углубления приобретаемого объема правовых знаний [2, с. 14]. Исследование понятия «правовая грамотность» позволило сформулировать его следующим образом: это совокупность профессионально ориентированных и граждански значимых знаний государственных законов, умений и определенных навыков руководствоваться ими в конкретной области трудовой деятельности, на основе гражданской позиции личности. Очевидно, что правовая грамотность предполагает, прежде всего, разумное поведение специалиста как гражданина своей страны. Профессиональный ракурс понятия содержит специфически ориентированный аспект права. Таким образом, формирование правовой грамотности будущего специалиста должно стать целью преподавания правоведческих дисциплин в любом учебном заведении, а также в образовательном учреждении системы начального профессионального образования. Именно правовая грамотность должна стать базой для формирования правовой компетенции и правовой культуры специалиста. ЛИТЕРАТУРА 18. Агарновская, Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Е.В. Агарновская. – М. : Наука, 1988. – 120 с. 19. Голубин, Д.В. Формирование информационной компетентности педагога в системе повышения квалификации / Д.В. Голубин. – Калининград : РГУ им. И. Канта, 2005. – 125 с. 20. Клоков, Ю.А. Формирование управленческой культуры менеджера в процессе профессиональной подготовки / Ю.А. Клоков. – Калининград : РГУ им. И. Канта, 2006. – 121 с. 21. Фирсов, Г.А. Формирование правовой культуры в учреждениях профессионального образования